Миллиарды заработанные на бесплатном справочнике.

Миллиарды заработанные на бесплатном справочнике.
Миллиарды заработанные на бесплатном справочнике.
Александр Сысоев создатель сервиса 2GIS догадался совместить адресную книгу с электронной картой. Теперь это бизнес с годовой выручкой около 3 млрд руб.
Инженер из Новосибирска Александр Сысоев в 1994 году и не подозревал, что из проекта по созданию цифрового плана столицы Сибири вырастет многомиллиардный бизнес. Спустя 20 лет, в 2014 году, бесплатное мобильное картографическое приложение 2GIS, по данным исследовательской компании AppAnnie, заняло 9-е место в рейтинге самых скачиваемых в России, обогнав «Навигатор» от «Яндекса». Почти освоив Россию, Сысоев готовится к покорению мира: с помощью партнеров проект работает уже в Казахстане и Белоруссии, Италии, ОАЭ и Чили.
Началось с того, что городская телефонная сеть Новосибирска захотела создать электронную карту своих сетей (это был 1994 год, у них все было на бумаге). Сысоев решил, что этот заказ ему подходит, и создал под него компанию «Техноград плюс». «Мы договорились, что инициативно за свои деньги делаем, и если получится, то они возьмут его для большой системы, — вспоминает он в интервью РБК. — За основу плана города мы взяли космический снимок и в результате стали первой частной компанией в стране, у которой появился собственный план города». На работу над планом для телефонной сети у «Техноград плюс» ушло почти три года: много времени заняли различные согласования и сверка схем на местности. Точный объем инвестиций в запуск проекта Сысоев не помнит: речь шла о «нескольких тысячах долларов», которые у него были благодаря швейному производству супруги Марины и собственным предпринимательским инициативам (он «челночил» товары из Польши и выполнял разовые заказы по автоматизации компаний Новосибирска).
В ходе выполнения заказа для телефонной сети Новосибирска у Сысоева и появилась идея «ДубльГИС» — цифрового информационного справочника, объединяющего в себе функционал геоинформационной системы (ГИС) и городской информационной системы (ГИС). «Концепцию я придумал сам, — признается Сысоев. — В ее основе — бесплатный самостоятельно распространяемый продукт, живущий за счет рекламы: справочник «Желтые страницы», переложенный в электронный вид». По словам предпринимателя, он был одним из первых, кто это придумал: «Это было хорошо и плохо одновременно, потому что рынок свободен, но никто не понимал, что за ниша и как с ней работать».
Первая версия программы увидела свет в 1999 году на CD-диске. Сысоев заключил договоры с несколькими рекламными агентствами Новосибирска, которые должны были привлекать за небольшие деньги участников справочника, но такой подход не сработал: рекламодатели не хотели платить за попадание в справочник. Научиться продавать рекламу помог случай: два директора справочника «Желтые страницы» купили цифровой план Новосибирска и по-дружески позвали Сысоева на курсы активных продаж («Они не увидели в нас конкурента», — улыбается предприниматель). На курсах Сысоеву объяснили, что продавцы должны быть свои и работать по агентской схеме: маленький оклад плюс процент с продаж.
До 2011 года у «ДубльГИС» в Новосибирске было семь офисов в разных местах города, а разработка была отдана на аутсорсинг. Александр Сысоев решил объединить все под одной крышей. На кредит Сбербанка была приобретена половина 9-этажного здания недалеко от метро, а внутри на часть кредита Райффайзенбанка офис был оборудован «в духе лучших IT-компаний мира». «Мы до этого были в Google и смотрели, как они работают, — рассказывает предприниматель. — В рамках своего бюджета хотели сделать нечто похожее.
Доходы «ДубльГИС» и его франчайзи формируются за счет рекламы. Минимальный пакет контекстной рекламы в приложении и на сайте в Москве стоит 5,3 тыс. руб. в месяц. Самая дорогая позиция — баннер-небоскреб на сайте, который в августе, по данным SimilarWeb, посетили 23,4 млн пользователей, — стоит почти 3 млн руб. Сысоев говорит, что средний чек по рекламе по стране составляет около 9 тыс. руб. в месяц, в Москве — 14–15 тыс. руб. Выручка «ДубльГИС» за 2014 год составила около 3 млрд руб., из которых 85% составили собственные рекламные доходы, а 15% — платежи франчайзи. По объему рекламы в системе 2GIS франчайзинговая и филиальная сеть почти сравнялись: 45 на 55% соответственно. «Мелкие города почти не почувствовали кризиса, там видны лишь сезонные колебания, — говорит Сысоев. — Основной рекламодатель — это малый и средний бизнес, они менее всего подвержены кризису».
Сысоев утверждает, что выход нового города на окупаемость достижим за два года, но бывают и приятные исключения. «Мы на город Магнитогорск, где 400 тыс. населения, не делали ставку как на коммерчески интересный город, но из него к нам обратились две выпускницы, которым родители дали денег на покупку франшизы, — рассказывает Сысоев. — Я сначала был против, но коллеги убедили, аргументируя горящими глазами соискательниц. В результате город показал максимальную скорость роста, выйдя на точку безубыточности за пять месяцев».
Благодаря новым точкам роста в компании намерены утроить выручку в ближайшие несколько лет.
Цифры 2GIS
$300 — стоимость аэрофотоснимка Новосибирска в 1994 году
$236 тыс. — стоимость франшизы на Минск
282 города в 8 странах
3 млрд руб. — выручка в 2014 году
2,6 млн организаций
2,2 млн запросов в день
9 тыс. руб. — средний рекламный чек в России
37 тыс. рекламодателей сотрудничают с 2GIS
Источник: РБК